В погоне за самым эффективным и мощным источником электроэнергии для питания походной электроники я купил пару солнечных батарей. Точнее их всего три экземпляра, двух различных производителей. Покупал я их на аукционе ebay у китайских продавцов. Обошлись они мне достаточно бюджетно, по сравнению с солнечными батареями европейских и американских брендов.
В последнее время развелось огромное количество различных электронных
устройств, которые я не прочь взять с собой в велопоход. Это и
GPS-навигатор, и сотовый телефон (а лучше смартфон или КПК), и
фотоаппарат, и велофара - она же стояночный фонарь. У кого-то этот
список короче, а у кого-то ещё длиннее. В любом случае каждое их этих
устройств при работе поглощает электрическую энергию, которую надо либо
возить с собой в виде химических источников тока (в простонародье батарейках и аккумуляторах), либо вырабатывать в пути. Изучая данный вопрос, я наткнулся на довольно оригинальный способ получить электричество из тепла не применяя сложных механических устройств. С помощью эффекта Пельтье.
Мои несколько комплектов аккумуляторов для фотоаппарата и GPS-навигатора, отслужив мне верой и правдой 4 года, начали очень сильно сдавать в плане отдачи энергии. У них возросло внутреннее сопротивление, что приводило к сильному нагреву при зарядке более-менее приличным токами, а так как на тот момент моё зарядное устройство не измеряло температуру аккумуляторов, то этот перегрев ещё больше ускорял старение элементов. Кроме высокого внутреннего сопротивления у аккумуляторов сильно возрос ток саморазряда: за один месяц они разряжались практически "в ноль" и их приходилось постоянно ставить на зарядку. То есть если новый NiMH аккумулятор в среднем имеет саморазряд на уровне 5...15% в месяц, то в моём случае это значение было на уровне 100% в месяц, что, сами понимаете, не приемлемо. А после покупки продвинутого зарядного устройства La Crosse BC-9009 со множеством функций, в том числе и измерением реальной ёмкости аккумуляторов, я понял что пора покупать новые элементы питания для своей походной электроники.
Последнее время очень активно стала муссироваться тема светодиодного освещения. И как всегда популярные и модные темы обрастают кучей мифов, рождённых маркетологами и нечистыми на руку продавцами с целью погони за прибылью. Я не стану в этой статье развенчивать мифы и ложь про светодиоды, а просто рассмотрю применение этого преобразователя электрической энергии в световую с позиций велотуриста.
Не секрет, что в китайских интернет магазинах DealExtreme и Kaidomain продаётся много чего. Есть откровенное фуфло, а есть очень полезные и что самое главное - недорогие вещи. В том числе драйверы для светодиодов. Я купил для экспериментов несколько понижающих TR-0021B.
Я уже писал о Li-ионных аккумуляторах, купленных на китайском сайте. Это были аккумуляторы типоразмера 14500 или АА (в народе - "пальчиковые"). Теперь опишу "издевательства" над аккумуляторами типа 18650. В коде типа аккумулятора зашифрованы его размеры: 18650 означает что его цилиндрический корпус имеет диаметр 18мм и высоту 65,0мм.
Недавно решил купить себе литиевые батарейки (не аккумуляторы) с целью
посмотреть, стоит овчинка выделки или нет. Данный порыв навеян статьёй
"Навигатор Garmin GPSmap 60CSx и Li-ion аккумуляторы", а точнее комментариями умных и более внимательных чем я людей, и обзором Олега Артамонова.
В интернете полно информации по тем или иным типам аккумуляторов, но по большей
части это кричаще-вопящее маркетинговое словоблудие, очень отдалённо
напоминающее действительность.
В самом конце инструкции по эксплуатации к моему навигатору Garmin GPSmap 60CSx сказано: "При низких температурах алкалиновые батареи теряют значительную часть своего заряда. При использовании устройства GPSmap 60CSx при отрицательных температурах советуем Вам пользоваться литиевыми батареями." В меню настроек навигатора есть список выбора типа питающих элементов, среди которых есть и Li-ion. А если сравнить ёмкость Ni-MH и Li-ion аккумуляторов, то выбор будет не в пользу первых. Конечно разница небольшая, но у лития есть два больших преимушества: первое - низкий саморазряд, второе - они легче на 35% при тех же габаритах (справедливо для типоразмера 14500 или АА).