Категории раздела

2007 [3]
2008 [3]
2009 [2]
2011 [0]

Поиск






Четверг, 14.11.2019, 13:05
Приветствую Вас Гость | RSS
inerton
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои поездки » 2009


Опус о весеннем велорейде по историческим местам калужской области

Итак, снова близились большие (трёхдневные) выходные, прогнозисты снова прогнозили на них хорошую погоду, а велонарод собирался ехать покорять Гжатский тракт, но опять двумя днями (как мы на Чёртово городище). "Блин!" - подумал я: "Опять терять замечательный, солнечный, тёплый, весенний день? Нет ужж!" Конечно хотелось пообщаться с ребятами, многих с прошлого лета не видел, но эгоистические настроения взяли верх над естественной потребностью в общении. Оставалась ещё одна проблема: как зайти и выйти из поезда с гружёным велосипедом. Поездка на Чёртово городище показала, что одному это сделать не так то просто. Если раньше, на хардтейле, у меня был велорюкзак-штаны с лямками и я его мог снять его с велика, напялить на себя, а уже облегчённый велосипед вынести одной рукой, то сейчас у меня двухподвес со всеми вытекающими. А вытекает следующее: багажник консольный (крепится на подседельный штырь) и к нему не подходит старый велорюкзак. В связи с этим мною были куплены две сумки на багажник и сумка на руль. Если всё это отсоединить, то мне пришлось бы принять облик восьмирукой Шивы? Представляете, три руки заняты сумками в четвёртой палатка в пятой велосипед и ещё три руки свободные, а ещё велошлем и грудь :-). Жуть! Меня бы местные гопники точно бы палками забили. Вобщем как я ни старался упаковаться, всё равно разбирать багаж чтоб облегчить велосипед не имело смысла, так как я просто не успею всё вынести из поезда. Поэтому я 8-го вечером упаковался и решил попробовать, может кто поможет загрузиться и, самое важное, разгрузиться. "Если не получится, - подумал я - вернусь домой и поеду со всей честной компанией 10-го мая." А компания собралась не маленькая. 
И вот в 7 утра я подъезжаю к вокзалу, по привычке на место "у паровоза" и стою, жду когда объявят посадку на тёмкинстий дизель. Тут замечаю в толпе знакомое лицо, это лицо моего бывшего коллеги по работе Михал Иваныча. Он тоже ждёт этот дизель чтоб ехать на дачу. Ну чтож, как загрузиться решили, осталась одна проблема - выгрузка. Собственно это тоже уже не проблема, когда выносил велик из квартиры опробовал новую позицию... (хи-хи)... хватаю его за "красную писю"... (ха-ха-ха)... поднимаю и спокойно несу, удобно и хват хороший... (бу-го-га). Объявляют посадку на дизель, я смотрю на огромную толпу народа и этот, с позволения назвать, дизель и понимаю, что будет оочень тесно. Как ни странно народ разместился по сидениям и даже ещё места остались. Я встал со своим конём в просторном тамбуре. В Азарово в наш рельсовый автобус (так он официально называется) набилось ещё столько же, сколько село на Калуге-1, вот тут стало тесно. Хотя я и немного мешался со своим велосипедом, но народ не роптал и достаточно дружелюбно переносил неудобства. Правда некоторые дачники вели себя как-то странно: одна тётенька внушительных габаритов залезла в поезд с огромной сумкой на тележке, бросила её посередине тамбура и пробралась в вагон. Яркий пример эгоистического пофигизма. В этом же вагоне ехали двое мужиков с очень тяжелыми и большими свёртками чего-то, скорее всего это водники, а в тюках была разобраная байдарка. Разгрузились они там же где и я, в Угрюмово, наверное сплав по Воре и Угре, а может просто рыбаки на рыбалку собрались.
Я был очень рад покинуть этот душный прокуренный тамбур, простояв в нём около трёх часов. На разъезде намазался кремом от загара и с несказанным удовольствием покатил по дороге.

Братская могила с почётным караулом в селе Ивановское Проезжая Ивановское, обратил внимание на музыку, доносившуюся из, как я предполагаю, школы. Музыка времён Великой Отечественной войны, 9 мая всё таки. За школой был небольшой скверик, а в нём памятник павшим, у которого стоял почётный караул из учащихся этой школы. До этого, проезжая Износки тоже видел почётный караул у памятника на вокзале. Как-то странно и непривычно видеть это, тем более в глубинке, в сёлах и посёлках городского типа. Ладно когда в крупном городе - на публику работают, но сюда вряд ли приедут телевизионщики или кто-то из руководства. Можно конечно сказать, что это долгие годы советской власти выработали в людях инстинкт, но думаю что дело не только в этом. Бои в этих местах были жестокие, много народу полегло и нашего и немецкого, а это накладывает свои особенности отношения к памяти предков. Ведь не спроста коренные жители Петербурга очень трепетно относятся к еде в целом и к хлебу в частности, кто пережил голод, тот никогда не выкинет даже самого маленького куска хлеба. Так же и здесь чтят подвиг воинов, отдавших самое дорогое что было у них - жизнь, ради того чтоб их потомки - мы, не были рабами третьего рейха. И пусть лица этих учеников не светятся патриотическим счастьем благодарных потомков, но что-то в них всё таки останеться, какая-то частичка благодарности, которая в более зрелом возрасте надеюсь приведёт к более глубокому пониманию того сложного, страшного, но в то же время героического периода нашей истории, который всё дальше удаляется от нас.

Братская могила бдиз Ивановское На окраине посёлка, рядом с дорогой ещё один памятник павшим. Около него видны относительно свежие захоронения, видно поисковики нашли и перезахоронили.

Братская могила у Захарово Перед Савино асфальтовая дорога поворачивала направо, а мне предстояло ехать прямо, на Захарово. Достаточно хорошо укатанный грунт, да ещё и под горку, ехалось легко. Около Захарово остановился поснимать ещё один обелиск в честь тех трагических действий, что разворачивались в этих местах почти семьдесят лет назад. Здесь находиться один из тайников геокэшинга, который я хотел взять... но по скудоумию забыл распечатки описаний на работе, а дома принтер не работает. В общем не судьба.

Мост через Ращёну Переехав речку Ращёну по подобию моста, я выехал на окраины Захарово, где собственно и начинался внедорожный участок гжатского тракта. Миновав пешком низину я снова вскочил на коня и попедалил. Дороги можно сказать не было, она была либо покрыта прошлогодней травой по которой ехать достаточно трудно, либо разбита прошлогодним рейдом джиперов. Вот так я то ехал, то шёл. На одном из проезжабельных участков встретил двух человек с металлоискателями и лопатами. Честно говоря испугался, так как наслышан о суровом нраве этих людей, но вида не подал. Проехал мимо под их пристальными взглядами. Вроде пронесло. Не знаю чего они искали, пополнения склада боеприпасов или исторические ценности, а может и то и другое.

Болото на урочище Крапивка На урочище Крапивка поначалу рыпнулся разыскать братскую могилу, что обозначена на генштабовских "километровках", но вспомнил про копателей решил не тратить время на бесполезные поиски. Если могила и существовала, то скорее всего её раскопали. И я поехал дальше, благо дорога позволяла ехать, пока не упёрся в большое болото. Колея сворачивала направо через небольшую, обросшую густым кустарником лужу. Я по наивности всё ещё хотел выйти сухим с Гжатского тракта, поэтому попёрся сквозь кустарник обходя лужу. "Ну и что, что поцарапаный, зато ноги сухие" - думал я. Миновав это препятствие, я снова в седле и снова еду, дорога вполне сносная, но всё время забирает правее, а мне надо прямо. Я понимаю что это не объезд болота, а дорога на Александровку, и мы (я и мой конь) снова идём бок о бок на прямую через лес по GPS-у. Хорошо что май, хорошо что солнечно и тепло. Нет полчищ кровососущих насекомых - не вывелись ещё, нет непролазных колючих и жгучих дебрей - не выросли ещё, нет палящей и душной жары - весна всё таки. Вобщем по сравнению с июлем - сказка.

Мост из бобровой плотины И вот я, точнее мы шли по этой сказке пока не упёрлись в небольшую речушку. Ширина в 2-2,5 метра не оставляла шанса на "сухое форсирование", но я всё таки решил пройти вдоль русла и метрах в 20-ти ниже по течению обнаружил "мост". Огромное спасибо тем неутомимым зубастым труженикам, что построили это сооружение. Хотя, справедливости ради стоит задуматься, а возникло ли болото выше по течению, если бы не бобровая плотина. На тот момент я об этом не думал - был рад что переправился через речку не намокнув и вера в сухой исход моей кампании росла и крепчала... Пока я не перебрался на противоположенный берег, он был ниже, чем тот, с которого я ушёл, и слегка подтоплен. Но последнее я понял слишком поздно, когда вода проникла в мою обувь.

Сквозь кустарник с велосипедом Ну да ладно, не смертельно. Пройдя по низине я оказался перед стеной густого кустарника. Это был тупик, прямо и направо - непролазные кусты, слева - болото. Куда идти? Назад через плотину и пройти ещё вниз по течению? А вдруг больше не будет плотин и придётся перебираться  по пояс в воде. Я принимаю волевое решения двигаться прямо и сделать эти непролазные заросли чуть более пролазными. Сначала я выбираю лучшую траекторю для движения, потом пробираюсь сам, раздвигая и ломая кусты, а затем возвращаюсь за велосипедом и мы делаем это вдвоём. Вот так, по 5-10 метров мы постепенно пробирались сквозь эти джунгли. 

Слева, метрах в 150-200 было слышно как тарохтит мотор грузовика. Я понял что это "66-й газик" джиперов выехал на разведку. Затем двигатель заглох, я услышал неразборчивую человеческую речь, а затем заработала бензопила. Эх, как мне её не хватало. Я бы в этих зарослях проспект бы сделал. Конечно можно было достать топор, но им тоже не намахаешся.  Минут через 20, которые мне показались если не вечностью, то двумя часами точно, мы выбрались из этого растительного плена. И прошёл всего ничего, не больше 100 метров, но сил потратил как-будто отпедалил километров 20.

Выйдя в обычный берёзовый лес (ах как там было просторно после джунглей), я сразу же повернул налево к тракту, и через 100 метров опять упёрся в заросли ракитника. Я не стал тратить силы на ещё один подвиг по преодолению непролазных дебрей, тем более здесь у меня был вариант двигаться вдоль зарослей через лес параллельно тракту. Так я и поступил, постепенно кусты начали редеть и метров через 300 я снова смог выбраться на тракт.

Все эти физические нагрузки по проезжанию непроезжабельного и прохождению непроходимого отнимают много сил и энергии и я решил сделать небольшой перекус. Прямо на дороге заточил пару шоколадных батончика и немного отдохнул. Настроение поднялось, оно и без того было хорошее от того что выбрался на дорогу, а тут ещё и желудок частично заполнился сладостями. Вобщем жизнь налаживается.

Джиперы на урочище Федюки Подъезжая к урочищу Федюки, я по звукам понял что там обосновались джиперы. Рычащие моторы и радостные возгласы для меня - одинокого велосипедиста, предвещали лишь грязную разбитую дорогу.

Джиперы штурмуют лужу А подъехав поближе, я понял что был к ним несправедлив. Дорогой это было до того, как джиперы там проехали. А после них это что угодно - болото, топь, жижа, трясина, гать, речка-вонючка, танковый полигон, месторождение грязи, но только не дорога. При виде этого безобразия, моё и без того неплохое воображение начало рисовать в мозгу поистине утопические, в прямом смысле этого слова, картины дальнейшего моего пути по этому историческому маршруту, а надежда на "сухой исход" захлебнулась сами понимаете чем.

Я подошёл к скоплению людей и машин. Ребята, завидев раскрашенного в попугайские цвета велосипедиста заулыбались, а мой чистый костюм наверное породил в их головах уверенность в том, что грязь закончилась. "Ну если велосипедист проехал, то мы и подавна!" - воскликнул один из них. Наивное дитя Чукотки. Я не стал скрывать и сказал им про непролазное болото впереди, но судя по их скептическим взлядам понял что они мне не поверили. Видно в их мозгах мой чистый внешний вид ни как не хотел ассоциироваться с "непролазным болотом". Разубеждать я их не стал, пусть порадуются немного, может потом самоуверенности поубавиться, да и помстить за разбитую дорогу хотелось.

Джиперы месят Гжатский тракт А машины всё прибывали и прибывали. Я поехал дальше, но ехал не долго. Во-первых дорогу они сильно подразбили, во-вторых постоянно встречались застрявшие и поломаные участники. На меня все смотрели с явным удивлением. Наверное думают что только их "прокаченые" авто могут здесь ездить. Ха! А вот и нет, мы тоже кое на что способны. Правда после них мы способны в основном на ходьбу.

Гжатский тракт после джиперов Ноги уже почти высохли когда перед глазами материализовалась одна из моих "утопических" фантазий, рождённых до этого на Федюках. Не знаю икалось ли оффроудерам, но материл я их обильно и витиевато. Как по ЭТОМУ передвигаться? Пришлось опять пробираться по кустарнику, что рос справа от дороги (можно и слева, но те кусты были выше и гуще). Так же проделывал ход в зарослях, потом возвращался за великом. Благо кусты были не такие густые и толстые, но зато они чуть ли не по самые макушки были залиты жижей и я весь выпачкался. Так передвигаясь вдоль дороги я наткнулся на экипаж из молодых парня и девушки. Они остановились чтоб получше рассмотреть дорогу и спланировать движение по этой субстанции чтоб не застрять и не стать частью этой самой субстанции. Девушка, надев болотные сапоги, ушла вперёд на разведку, а парень остался в машине. Мы с ним немного побеседовали. Я рассказал что у него в переди, а он поведал что ждёт меня. Как оказалось у него испытаний намного больше, чем у меня. Мне миновать пару размешанных низин, а дальше дорога сухая. Это не могло не радовать. Я спросил почему они отстали, на что он ответил, что вернулись что бы вытащить друга, который учавствует первый раз и практически в самом начале его движок хлебнул водицы и схлопатал гидроудар. Тут подошла его напарница и они начали обсуждать траекторию движения, а я продолжил пропихивание своего тела и велосипеда сквозь кусты. 

Подойдя к последней низине я увидел пару "Ниву". Мужики спросили далеко ли их "однополчане"  уехали. Я ответил что уже километра на 2, а по такой дороге 2 километра это приличное растояние. Последняя низина - как потом стало ясно из карты это русло безымянного ручья, самая грязная и обойти его нельзя. Я немного пометался в поисках обхода, но не найдя его полез напрямую по грязи. Видно Гжатский тракт никого без "подарка" не отпускает будь то болотная вода в памперсе велотрусов или вонючая жижа в кросовках и на одежде. Преодолев последнее место "раздачи подарков" я увидел мирно стоящий джип и двух парней преспокойно жующих рядом с ним. Удивился, ведь до этого встречающиеся джиперы либо перебирая всеми колёсами пытались догнать группу, либо судорожно ремонтировали поломавшуюся технику, либо скакали вокруг нее с концом от лебёдки выискивая подходящий куст. А тут мирно жуют копчёную курицу и никуда не торопятся. Я поинтересовался о причине их спокойствия и неторопливости, на что они ответи мне что у них машина сломалась. Я так понял что это те друзья, на помощь к которым ездил встретившийся мне экипаж из девушки и парня, и именно эти недотёпы получили гидроудар. Пожелав друг другу всего наилучшего мы расстались. 

Проходимый участок Гжатского тракта Раскатанная дорога уходила резко влево, а Гжатский тракт в виде еле заметной колеи шёл прямо. Был соблазн рвануть по накатанному джиперами пути, тут уж точно не заблудишся, но задача стояла проехать по тракту, значит прямо.

Дорога действительно стала лучше, я по большей части ехал и только иногда спешивался, грязных участков было мало и их легко можно было обойти. Дорога проходила сквозь дремучий, но местами очень живописный, похожий на сказочный, лес. Была хорошо видна насыпь тракта, я ехал по дороге которой уже под 300 лет! В 16-00 я выехал к Новоуспенску. Всё, дикий, внедорожный и безлюдный участок Гжатского тракта закончился. Итого на преодоление этого 15-километрового участка (от Захарово до Новоуспенска) у меня ушло около 4,5 часов. Ну пусть 4 часа (полчаса отдыхал и перекусывал), 3,8 км/ч - ну просто Шумахер, только ветер в ушах свистит :-)

Крест на урочище Карцово В Новоуспенске (прикольное название для небольшой деревушки) пополнил запасы воды и покатил дальше. Дорога - приличная укатанная грунтовка. Где-то в двух километрах от Новоуспенска, у дороги стоит высокий крест с памятной табличкой. Надпись на ней гласит, что с 16-го века на этом отрезке Гжатского тракта стояла деревня Карцово. Стояла до февраля 1942 года. Всё в этих местах напоминает о том времени, и памятники павшим воинам, и братские могилы, и остатки окопов, и урочища - места где раньше были деревни, а теперь только луг, лес или болото.  

Только при написании данного опуса заметил на "километровке", что в Строево есть какой-то памятник, скорее всего посвящённый Великой Отечественной войне. Знал бы тогда, обязательно заехал.

После Строево начался асфальт неплохого качества, трафик минимальный. Пока ехал, меня обогнали два джипа цвета болотной грязи. "Не иначи участникам внедорожного пробега "топлива" нехватило, на дозаправку пошли" - подумал я. И правда, через несколько минут они уже летели обратно, ну значит до Юхнова совсем близко. Один из этих двух экипажей были мои старые знакомые - парень с девушкой, с которыми я немного побеседовал, стоя на краю вонючей лужи, они мне посигналили, я помахал им рукой. Приятно, чёрт возьми, а то одиночество стало давить на психику.

Мемориал в память о десантниках Да и жрать было охота. Идя по тракту, расчитывал что когда выйду на твёрдую землю пообедаю, сварю супа на горелке, но по началу не хотелось, а потом уже было поздно, да и что тут ехать осталось километров 20, самое трудное позади.  

При выезде на "варшавку" немного пофоткал ещё один монумент в честь героического прошлого и трагических событий, разворачивавшихся в этой местности. Тут же неподалёку есть ещё и тайник геокэшинга, но он пошаговый и брать его я даже не планировал.

Ну а дальше по мосту на правый берег Угры, за Колыхманово налево и ещё немного по асфальту до съезда на Устиновку. В Устиновке я попал на песчаную грунтовку, где-то ехал где-то шёл. Постепенно дорога стала более укатанной и ехать стало проще, хотя усталость и легкий голод давали о себе знать - в горки въезжалось достаточно тяжко. Затем был кемпинг на берегу Угры, после безумный спуск и ещё более безумный подъём в который я даже не пытался въехать и вот уже Коноплёвка, за ней должны быть Палатки и ужин с отдыхом. Я делаю ошибку и поворачиваю налево в Коноплёвку, а мне надо ехать прямо по полевой дороге к Палаткам. Я и глазом не успел моргнуть как оказался на берегу Угры. А что? Дорога всё время под гору, так хорошо едиться. Выехал я к Угре и стал смотреть в навигатор, где там церковь и Палатки. А они были в полутора километрах ниже по течению. Подниматься обратно наверх, прямо скажем, очень сильно не хотелось, и я побрёл по рыбацкой тропе вдоль реки. Перелез по узкой досточке через один безымянный ручей, потом был второй ручей, а за ним крутая горка и небольшая полянка с уклоном от Угры. Если тут поставить палатку, то она не будет видна ни с реки, ни с рыбацкой тропы. "Всё, ночую здесь, а на церковь завтра погляжу" - решил я.

Ночёвка на Угре близ Палаток Поставил палатку, "загнал" велосипед в тамбур палатки, сходил на ручей умыться и набрать воды для ужина. На ужин у меня был суп - на первое и макороны с сосиськами на второе, причём первое и второе варилось в одном котле и более того, в одно и тоже время. Получилось отвратительное месиво, да к тому же и пересолёное, всё таки 8 порций (2 пакетика супа) на полуторалитровый котелок - это перебор. Я поковырялся в этом вареве выбирая сосиськи с макаронами, выпил чая с бутербродами и стал ждать пока стемнеет. Ложиться спать рано было стрёмно, а спать после ужина захотелось очень сильно, глаза просто закрывались. Голова ещё разболелась, пришлось выпить таблетку обезболивающего.

А на противоположенном берегу чуть выше по течению стояли двое рыбаков, а чуть ниже по течению - компания молодых ребят и девчонок. Они по началу вызывали у меня беспокойство, но когда они стали петь песни под гитару у костра, то я понял что это адекватные челы, дибилойды обычно включают магнитолы в машинах и тупо нажираются. Я ещё немного посидел на берегу и послушал их песни, а когда солнце закатилось за горизонт, пошёл спать. Тоскливо было. С одной стороны, когда идёш в одиночный поход чисто физически удобно - идёш в своём темпе, когда захотел прибавил, когда тяжеловато - сбавил скорость. С направлением тоже всё в порядке: захотел повернул, а захотел, прямо поехал. Но вот психологически некомфортно, столько эмоций за день набралось. Обычно их в процессе езды обсуждаешь, либо уже на привале, а тут и поговорить не скем. Промелькнула даже мысль простоять тут денёк и дождаться ребят, но отмахнул её как абсурдную и навеянную общей усталостью.

Утро на Угре Спал не очень хорошо, но всё таки спал. Сон приснился как-будто велик украли из под палатки. Проснулся резко, сразу нащупал рукоять топора (положил рядом с собой в палатке). Слышу сзади палатки кто-то шелестит, но сразу стало понятно что это некрупный зверёк, уж точно не человек. После пересолёного супа мучал сушняк, хорошо что рюкзак с гидропаком вместо подушки, попил, успокоился и снова заснул. Под утро немного замёрз, как ни странно из-за того, что слишком тепло оделся. Спальник и так тёплый, а я ещё и не раздевался, видно стало жарко, вспотел, а как известно мокрые шмотки плохо греют. Встал рано, как только из-за горизонта появились первые лучи солнца. Палатка была в тени и я выполз на самый край крутого склона, чтоб погреться в утренних лучах.

Спустя некоторое время вышли на "охоту" двое рыбаков, стоявшие чуть выше по течению. Одного из них звали Володя и он, как я понимаю, всё ещё спал, потому что его напарник очень часто его звал, давал какие-то указания, а потом обильно материл за косяки.

Выпив пару чашек крепкого чая я окончательно пришёл в себя, надо было чего-то поесть, а то ужин был не очень обильным. Я поптобовал вчерашнее варево, не знаю как я его вчера ел, но доедать ЭТО я уж точно не буду. Наверное я и вправду сильно вымотался, что сварил несъедобное месиво и затем ел его. А на завтрак у меня было что-то легкое и сладенькое - "Овсянка, сэр". Навернув четыре детских порции я почувствовал себя намного лучше.

У подножия Опакова городища Солнце поднялось выше и начало припекать, я снял тэнт с палатки для просушки, вытащил на солнце влажный спальник. Надо просушить всё сейчас, а то когда я на ночёвку стану не известно и вобще будет ли там солнце? А залезать в сырой спальник и тем более провести в нём ночь, думаю приятного мало. Около 9-00 позвонил Васька, он с товарищами ещё ехал (хочу заметить как король, не то что я днём раньше) в дизеле и морально готовился к предстоящим испытаниям. Мы немного побеседовали по поводу дороги, я не стал скрывать что джиперы сильно повысили непроходимость Гжатского тракта, мы пожелали друг другу удачи в нашем нелёгком деле и попрощались.

Всё просушив я собрался и выдвинулся в путь. На часах ещё не было 10-00. Идти было не скажу что легко, кочки и рытвины, а ещё много подтопленых участков: берег высокий и крутой и здесь, видимо, много ключей бьют, вот они то и размягчают и подтапливают склон. Пройдя метров 500 опять упёрся во что-то труднопроходимое - небольшой овражек заваленый разным мусором: солома, ветки, брёвна. Скорее всего во время паводка намыло. Чуть выше на берегу стояла палатка у которой сидели трое пацанов. Я поинтересовался у них где церковь, а они мне указали на этот овражек с мусором, мол переберёшся, а там дальше тропинка есть. Ну чтож, хорошо что не густой кустарник. Перелез я на другую сторону, а там облагороженая стоянка с кострищем, туалетом и вывеской, гласящей что сие место зовётся Опаковым городищем и имеет очень древнюю историю и героическое прошлое.

На Опаковом городище А дальше был очень крутой подъём к месту раскопок. Надеюсь что копаются здесь настоящие археологи, а не чёрные копатели. Впечатлило количество змей, греющихся на солнышке. Я ещё столько ужей в одном месте не видел - две крупные особи, но когда к ним подходиш оказывается около них сидят маленькие детёныши, которые сразу удирают в лесную подстилку. От места раскопок тропинка вела к деревенскому кладбищу. А проходила она по небольшому узкому перешейку между двумя глубокими оврагами. Интересное и живописное место.

Руины церкви в Палатках От кладбища я проехал в деревню и по "главной улице" доехал до церкви. Руины как руины, мне показались обычными и ни чем не примечательными, я даже во внутрь не заглянул. Как оказалось зря, там на стенах ещё остались фрагменты росписи. Справа от церкви был ещё один памятник павшим солдатам ВОВ.

Пруд в деревне Озёрки По-быстрому осмотрев эти памятники, я двинул в сторону деревни Озёрки, а точнее к озеру около которого эта деревня располагается. Примечательно оно тем, что, как предполагается это кратер, образовавшийся после падения метиорита. А когда подъехал к нему, то разочаровался. Место конечно живописное и рыбалка, думаю, там хорошая, но я ожидал увидеть остатки кратера, а тут просто озеро. Я не думаю что оно метиоритного происхождения, скорее всего просадка пород, или выщелачивание, или и то и другое, а может ледник "продавил". Может и метиорит грохнулся, утверждать не буду, но у меня на этот счёт большие сомнения.

Сделав пару фоток я покатил обратно: Палатки - Коноплёвка - Устиновка - Колыхманово. Перебравшись на левый берег Угры, я стал думать как ехать. Вариантов было несколько. Первый: сразу повернуть на Наталинку и ехать вдоль Угры до Дзержинки, а дальше через Никитино на Екатериновку. Это самый длинный маршрут, но самый спокойный и живописный. Второй вариант: проехать по "варшавке" около четырёх километров до поворота на Катилово, а дальше опять же через через Никитино на Екатериновку. Вариант три: проехать по "варшавке" до поворота на Погореловку (около 8 км), а с Погореловки есть дорога на Никитино. Проблемный участок у этих трёх вариантов один - дорога с Никитино на Екатериновку. На картах она есть, а вот на космоснимках её не видно. А это значит, либо по ней нечасто ездят и она покрыта дёрном, либо по ней совсем не ездят и она заросла травой и лесом. Был у меня и четвёртый вариант, исключающий этот участок: проехать около 10 километров по "варшавке" до поворота на Пушкино, а от Пушкино есть дорога сразу на Екатериновку (и по картам и по космоснимкам). Более того, с Пушкино можно сразу рвануть на Сергиевское через Нефёдово, дорога на спутниковых снимках видна очень отчётливо. Но этот вариант я рассматривал как самый крайний, так как он по протяжённости был не короче первого, а по живописности явно уступал оному.

"Монумент" в честь природы Угры Постояв немного и оценив характер движения автотранспорта по трассе А-101... :-)  о как сказанул. Вобщем "характер движения" меня не вдохновлял ехать по "трассе А-101". По мне бы лучше этого "движения" и вовсе бы не было, а отсутствие нормальной обочины помогло сделать выбор в пользу первого варианта. Дорога проходила по песчаным боровым грунтам, но песок был либо хорошо укатан, либо покрыт дёрном и ехалось очень комфортно. Лишь местами встречались рыхлые участки, которые приходилось преодолевать пешком, но их было не много и они были короткие.

Вдоль берега Угры постоянно встречались оборудованые кемпинги. Отдыхающих было немного, видно не сезон ещё, но музычка кое где играла и даже шашлычком попахивало. Надпись на табличке над мусорными контейнерами просто повергла в лёгкий шок. Дословно не помню (последствия шока :-)), но говорилось в ней о том, что мусор выкидывать разрешается только постояльцам кемпинга, со всех остальных будут брать штраф 1000 рублей. Иными словами постояльцы должны кидать мусор в контейнер, а все остальные могут кидать его куда угодно, только не в контейнер. Я снова вспомнил в какой стране я живу, что я родился в России, в России живу и скорее всего в ней же и помру. Действительно "умом Россию не понять...", непонятно о чём думали "хозяева" этого кемпинга когда вешали табличку. Или внутри огороженой территории чисто и хорошо, а что за забором - наплевать. Или всё же дело не в стране, а в её жителях? Пока мы не искореним наглую, ленивую, тупую свинью, которая сидит в каждом из нас мы хорошо жить не будем. А у некоторых эта свинья захватила сознание до такой степени, что они даже фантик от конфеты не могут положть в карман - не пристижно, не говоря уже о пустых пакетах из под сока или пластиковых бутылках. Это верх неприличия возить с собой пустую тару, а затем... о боже и говорить стыдно, выкинуть этот мусор в урну или мусорный контейнер. Я вот только одного не пойму, откуда это в нас берётся? Ведь наши предки веками здесь жили и очень трепетно относились к окружающей природе даже не зная об экологии, просто потому что это их дом и этот дом надо сохранить для детей и внуков. Так откуда в нас эта беспечность? Или это не беспечность, а банальная лень? Хотя нет, банальная лень это когда ты лежишь на печи вместо того, чтоб пойти и сделать какую-либо работу по дому. А вот если ты кидаешь под куст пластиковую бутылку, которая пролежит там ближайшие 200 лет - это уже лень преступная.

Переправа через Удвянку Так. Чего-то меня опять по пням по кочкам понесло, наверное наболело. Вобщем я потом нашёл мусорный контейнер (именно контейнер, а не свалку в овраге или у обочины) рядом с которым не висело никаких запрещающих табличек и смог спокойно выкинуть весь свой мусор, коего накопилось больше чем обычно, ведь костёр я не расжигал.

Надо сказать что я не ошибся в выборе маршрута. Ехать по накатанной грунтовке вдоль Угры было действительно приятно. А летом тут наверное ещё красивее, сейчас ещё зелени мало, листья на деревьях только начали распускаться и трава только пошла в рост, зато сосны радуют насыщеной густой зеленью.

По часам шёл второй час после полудня. Я не хотел повторять вчерашнюю ошибку и решил остановиться на обед.  Думаю, что одна из причин того, что я вымотался был голод. Я заехал в лес на живописную полянку с мыслью, что сейчас пообедаю и уже начал доставать котелок, как меня осенила "гениальная" мысль: "А воды то нет!". Воистину, во время интенсивных физических упражнений голод сказывается в первую очередь на умственных способностях. Впереди деревень не было и мне оставалось ехать только до Дзержинки. Проезжая через речку Удвянку хотел взять воды от туда, но она была красно-коричневого оттенка и пенилась. Я взглянул на карту и сразу же передумал брать воду из Удвянки - она протекала через три деревни, наверное поэтому и пенилась.

На берегу Оки Немного не доезжая Дзержинки, на берегу Угры виднелась очередная база отдыха, а неподалёку от дороги, ниже по склону сидели четверо парней и как я понял набирали воду в котелки. Ага, вот и родник. Но эти парни как-то недобро на меня взглянули, что мне даже останавливаться не захотелось, не то чтобы подойти к ним и водички попросить. Да и посмотрев со стороны как они набирают воду из небольшой лужицы, мне будет неудобно набирать в бутылки и в гидропак. Взобравшись на крутой подъём я почти сразу въехал в Дзержинку. Спросил у проходящей женщины где можно запастись питьевой водой. Она мне сказала что можно было у базы отдыха в роднике (хе, а то я не знаю), а потом указала на небольшое кирпичное сооружение типа сарая вместо крыши у него была большая бочка, а из торчащей из бочки трубы текла достаточно сильная струя воды. Женщина сказала что это артезианская скважина глубиной 150м и вода сама от туда течёт. Из стены торчала ещё одна труба с краном из которой я и набрал себе воды. А вода хорошая, вкусная и не жёсткая, хорошо что я проехал родник мимо, не известно откуда она в этот родник поступает, артезианская в этом плане понадёжнее.

В Никитино Я немного отъехал от деревни и встал на обед на краю леса метрах в 100 от дороги. Сварил овсяной кашки (уже 6 детских порций :-)), на десерт было пара сладких батончика и почти литр сладкого чая. И ничего с моим задом не произошло ;-) организм принял эту энергию легко и без каких-либо последствий. Немного посидел "на дорожку" и снова в путь, время на часах 15-30, а мне ещё пилить и пилить.

Преодолев речушку Вережку вброд (неглубокий) и поднявшись в весьма крутую горку я оказался в Никитино. Проезжая по ней у домика с развивающимся флагом, по-моему Георгия-победоносца, приметил деда, который пристально за мной наблюдал. Подъехал, спросил правильно ли я еду на Екатериновку. Дед был немногословен, просто утвердительно кивнул в ответ. Я начал допытоваться какая там дорога. Он сказал что дорога нормальная, но заросла, по ней давно не ездили. А потом прибавил что я на таком велике проеду. Меня эти слова всегда "радуют", народ видит велосипед с внедорожной резиной и думает что на нём можно проехать везде. Согласен, мой конь выглядит достаточно агресивно, но он сам никуда не едет, на нём надо вкручивать, а вот про это народ видимо забывает.

Дорога через лес на Екатериновку Я понял что слова "...но ты на таком велосипеде проедеш..." ничего хорошего мне не сулят и покатил дальше. Сначала дорога шла полем и вроде как было не так уж и плохо, ну разве что дёрн был мягкий, плюс прошлогодняя трава, едеш как по перине - тяжеловато, даже под горку приходилось крутить педали. Проехав километр я выехал на широкую просеку по которой проходила ЛЭП. Просека была свежей и ещё даже травой не заросла - параллельно добавили ещё одну линию, помощнее. Я пошёл по просеке пристально вглядываясь в GPS-навигатор чтоб не пропустить дорогу на Екатериновку, потому как бульдозеры скорее всего завалили её когда расчищали место под новую ЛЭП. Так и оказалось, если бы я специально не вглядывался в окружающий лес, то никогда бы не увидел эту дорогу. Мало того что выход её на просеку был завален кучей глины, дерна и веток, так по ней уже наверное лет 10 никто не ездил. И вот мы с моим велосипедом опять шагаем рядом друг с другом прямо через лес. По дороге идти сложнее, там колея да и деревьев нападанных много, они все стараются упасть именно поперёк дороги. благо лес еловый, подлеска почти нет и идти не так трудно. прошагав так около километра я вышел на окраины Екатериновки. От Екатериновки на восток уходила полевая дорога и скорее всего она шла в Никитино, но проходила чуть южнее той, по которой ехал (точнее сказать шёл) я , и делала небольшой изгиб. На генштабовских "километровках" она прорисована и скорее всего существует. А я то дурак специально после Никитино взял левее, думал что отворот вправо ведёт к Угре. Дед, у которого спашивал дорогу в Никитино, тот ещё хрюн, не мог сказать чтоб держаться правее. Ну да ладно, зато по лесу прогулялся.

Дорога в Поповку Проехав немного по этой дороге и форсировав небольшую низину я выбрался на замечательную, прекрасную груновку. Ехать по ней - одно удовольствие, песок, но не рассыпчаный, а укатанный, всё время под гору, кругом молодые сосны. Вобщем этот отрезок пути мне понравился больше всех, не знаю почему, объяснить не могу. Вроде никаких особенностей и изысков не было, но так хорошо ехалось, как-будто благодать божья сошла на землю и именно в этом месте и в то время, когда я там проезжал. 

Так в клубах божьей благодати я вкатился в Поповку - небольшую деревушку, населённую, как я понял, в основном приезжими дачниками. Домики все аккуратные, лужайки ухоженые, номера машин - московские. На удачу спросил у одного мужика дорогу на Сергиевское, и, как ни странно, получил вразумительный и подробный ответ. Надо ехать по этой дороге через всю деревню, а дальше дорога делиться на две, но обе ведут в Сергиевское. Там хороший подъём и одна дорога (правая) штурмует его в лоб, а вторая (левая) идёт слегка по дуге и поэтому более плавная, но и более длинная. Я для себя решил растянуть "удовольствие" и поехать плавно.

Поповский родник И вот я почти выехал из деревни как натыкаюсь на вывеску НП Угра, чуть было мимо не проехал, но из любопытства остановился чтоб посмотреть в честь чего сей штендер установлен. И знаете, не пожалел. Это действительно интересный и зрелищный объект. Вывеска гласит что этот уникальный природный объект не что иное как Поповский родник. А уникален он тем, что в данном родниковом пруде обитают 17 видов различных водорослей: синезелёные, диатомовые, эвгленовые, зелёные, желтозелёные, а железобактерии, которые симбиотически живут в этих водорослях, придают им жёлто-бурую окраску. Вода поднимается с глубины 40-60м и содержит повышенные концентрации железа и кремния, что способствует процветанию железобактерий. Над родником сохранились остатки бревенчатого сруба из двух разделённых секций.

Инопланетный пейзаж Поповского родника В первой секции собственно и бъёт родник, из песчаного дна вырываются струи воды, увлекая за собой песчинки. Создаётся впечатление, что песчаное дно водоёма кипит. Дальше вода попадает во вторую секцию где расплодились колонии водорослей и бактерий, создав на дне водоёма инопланетный пейзаж. Этот пейзаж выходит за границы этого сруба и распространяется на всю территорию пруда.

Меня данный пейзаж очень сильно впечатлил, я бегал вокруг с фотиком и пытался всё это запечатлеть то на фото, то на видео. Я зашёл с противоположной стороны пруда и залез на плотину. Именно эта плотина и образует водоём, без неё вода из родника утекала бы ручьём в сторону Угры. Раньше на этой плотине стояла водяная мельница. Из-за повышенного содержания железа, деревянные конструкции плотины, там где вода вытекает из пруда, были красно-коричневого ржавого цвета.

Крутой подъём по дороге в Сергиевское Я бы и ещё там полазил, поснимал, так не хотелось уезжать. Но уже шёл шестой час вечера. Я знал где остановлюсь на ночлег, но до этого места ехать ещё не меньше 20-ти километров. Так что я опять вскочил на коня и попедалил в том направлении, куда показал мужик, в ту же сторону показывала стрелка GPS-а. Сначала поднялся в горку, а потом выехал на свежую просеку и покатил вдоль ЛЭП. Примерно через километр ЛЭП уходила правее, а я преодолев брод через небольшую безымянную речку и поднявшись в крутую, но короткую горку выехал на окраины села Сергиевского. Немного поплутав по извилистым колеям между огородами, я выехал на грейдер соединяющий Сергиевское и Нефёдово. Грейдер был сплош усеян лужами и я порадовался, что не выбрал четвёртый вариант движения от Колыхманово.

В Сергиевском есть церковь (скорее всего руины), но я про неё забыл, видно был ещё под впечатлением от Поповского родника. Я взял курс на восток и поехал через село. На его окраине, у последнего дома на скамейке сидели двое дедков и о чём-то громко спорили. Когда заметили меня резко замолчали и пристально провожали меня взглядом. Я уже привык к такой реакции и не обращая внимания уже проезжал мимо, когда один из стариков кинул в мою сторону неожиданно странную фразу: "Куда!?". Первые доли секунды я растерялся, но сознание вернулось быстро и я в таком же задорно-покровительственном тоне крикнул в ответ: "В Ленивец!", пару секунд ждал какой-либо вербальной реакции и не дождавшись спросил тем же самым тоном: "Нормально? Доеду?". С того конца двора последовало одобрительное "Угу" и я спокойно покатил дальше.

Строящиеся объекты Архстояния в Николо-Ленивце Миновав луг и просеку ЛЭП, я въехал в тёмный еловый лес. Постепенно ёлок стало меньше, лес посветлел и его вид из жутко-дремучего преобразился в волшебно-сказочный. Жаль что фотография не может передать всей той красоты, что видел я. Ещё немного проехав по лесу я, неожиданно для себя выехал на грейдер, соединяющий Звизжи с Плюсково. Мне казалось что от Сергиевского до этой дороги ехать и ехать, а ту бац, и вот она. Просчитался, но в хорошую сторону. Дорога подразбита, много ям, но за то почти всё время под горку, вот только перед Николо-Ленивцем пришлось штурмовать нехилую горочку (пешком конечно).

В самом Николо-Ленивце смотреть было не на что, да и время поджимало. Сфоткал строящийся объект и покосившуюся плетёную башню и поехал дальше. Спустиля к Угре, проехался вдоль её и остановился на привал на стоянке от НП Угра, где ровно год назад наша компания из калужских и обнинских велосипедистов останавливалась на ночёвку. Был большой соблазн разбить лагерь здесь, и кострище есть, и дрова, и даже туалет. Но место слишком видное и одному тут боязно ночевать. К тому же могут явиться работники НП Угра и потребовать мзду за пользование этими услугами, поэтому я посидел немного, перекусил шоколадкой и поехал дальше.

Братская могила в Звизжах Поднявшись в очередную крутую горку я оказался в Звизжах. На окраине деревни есть братская могила. И снова ухоженность и свежевысаженые тюльпаны радуют глаз. Действительно, ни кто не забыт и не что не забыто. Но на часах уже полвосьмого вечера и надо торопиться, а то стемнеет. Правда от Звизжей я мог ехать хоть в полной темноте, дорога известная и накатанная. Мимо Субботино, через Потапово и Покров с её популярной "колокольней" выехал к мосту через Угру. Кстати сказать, эти руины колокольни весной были видны аж от самых Звизжей, правда на максимальном зуме и то еле-еле. По прямой до туда чуть больше трёх километров. Летом я её не видел, наверное из-за листвы деревьев. Под мостом есть родник в котором я набрал воды для ужина и завтрака. Дальше поднялся чуть вверх по дороге на Галкино и свернул в лес.

Ночёвка близ Сеней Время было около девяти, солнце уже закатилось за лес, но небо было светлое и первым делом я поставил палатку и загнал велик в "гараж". Место под палатку выбрал интересное: с трёх сторон окужено деревьями и кустами, так что за пожитки и транспорт я был спокоен, тихо к моему жилищу в темноте не подберёшся. Переоделся ко сну и всё ненужное убрал под тент. Затем насобирал и наломал дров для костра, срубил две раготюлины и перекладину для навешивания котелка. Определился с меню:  вспоминая ужин накануне, изобретать ничего не стал. Банальная гречневая каша с ещё более банальными сосиськами - вот что мне надо. 

Майский вечер Всё ещё светло и я не решался развести костёр, ведь рядом Сени да и Болобоново недалеко и по дороге, которая находится в 150 метрах от моей стоянки, то и дело проезжают молодые люди на машинах и мотоциклах. Мне бы очень не хотелось чтоб они заглянули ко мне на огонёк, а в темноте всё таки не каждый попрётся сквозь густую сосновую поросль чтоб посмотреть кто там обосновался на лесной опушке. Поэтому я лёг на коврик и просто наслаждался ситуацией. Было тихо, и только лёгкое шуршание молодой листвы деревьев, редкое щебетание птиц и низкое жужание сотен майских жуков нарушало эту тишину. Это жужание было похоже на шум пропеллеров тяжёлого бомбардировщика времён ВОВ. Вот что значит тематический поход ;-) Снизу казалось что берёзы своими кронами подпирают небосвод, а небо было какого-то сизо-бирюзого-серого цвета, такого неба я ещё не видел. Я лежал бы так вечность, шутка ли, тихо, тепло и никто тебя не кусает. Из лёгкой дремоты меня вывело урчание моего желудка, кто о чём, а он всё о пище думает.

На часах уже было около десяти и уже почти стемнело. Я разжёг костёр, вскипятил воды для чая, приготовил ужин и уже в лучах фонарика разместил этот ужин у себя в желудке. Сразу же навалилась усталость и я не долго думая отправился спать.

Приготовление завтрака На этот раз спал я хорошо. Не знаю что послужило тому причиной, может накопленая усталость, а может более спокойное и безопасное место ночёвки. Скорее всего и то и другое. К тому же я не стал повторять свою прошлую ошибку и лёг спать только в термобелье, поэтому утром у меня в спальнике было сухо и комфортно.

Приготовил завтрак, заварил чайку. Настроение было приподнятое, сегодня вечером буду уже дома, да и видно выспался хорошо. Позавтракав и собрав вещи я снова двинул в путь. Проехав Болобоново и Люблино я форсировал речку Люблинку (можно просто перешагнуть) и проезжая мимо заболоченного участка в метрах четырёхстах от брода я услышал слева в болоте всплески воды и хруст кустарника. Сначала и не понял что это такое, а когда увидел удаляющийся зад молодого лося быстро достал фотик чтобы снять. Но лось был шустрее и его на видео почти не видно. Первый раз в жизни я видел лося, мощное животное так быстро проскакать по топкому, заросшему болоту. Если волка ноги кормят, то лосю его копыта помогают не стать этим самым кормом.

Мемориал на месте военного госпиталя Немного раздосадованый тем, что не успел заснять удирающее дикое живоное во всей его красе я покатил дальше вдоль берега Угры. Ещё через полкилометра я наткнулся на ещё один мемориал от благодарных потомков павшим воинам. На плите была надпись о том, что в этом лесу располагался военный госпиталь.

Ну а дальше всё как всегда: сначала деревня Новая Жизнь, восьмисотлетний дуб и родник рядом с ним, не хилый по своей крутизне подъём, интересная дорога через лес, которая через 3 километра выходит к Угре и идёт вдоль её. Когда я выехал из леса, то увидел что на северо-западе небо намного синее, чем везде. Не иначе дождик собирается. И я втопил, так неохота было мокнуть. Но проехав Товарково, понял что это ложная тревога и собирающиеся тучки ветер раскидывал на отдельные облака.

Братская могила во Льва Толстого Во Льва Толстого я немного поплутал в поисках дороги и не найдя достойной альтернативы покатил в сторону "киевки". У поворота на трассу Р-93 я посетил ещё один мемориал павшим воинам. Это уже 9-ый памятник посвящённый ВОВ (символично - 9-ый памятник, 9-ое мая). Радует то, что все памятники ухоженые и у всех были венки с цветами, значит действительно "никто не забыт и ни что не забыто".

Потом проехал 2,5 километра по "киевки" до поворота на мстихинский карьер. Вот где экстрим был, я имею в виду "киевку". Я всё время ехал по обочине потому что фуры проносились с такой скоростью и так близко, что очень легко можно было превратиться в "хрустика", так вроде называют дальнобойщики велосипедистов.

Затем прокатился ещё немного вдоль Угры и через Резвань и Аненки я торжественно въехал в родной город. Ура, товарищи! Свершилось. Я дома.

Итого по трэку 179 км, по велокомпьютеру было что-то около 184 (если мне память не изменяет).

Больше фоток можно посмотреть в фотоальбоме Гжатский тракт 2009 или на http://www.panoramio.com/

GPS-трэк поездки можно посмотреть (и скачать) здесь.

Категория: 2009 | Добавил: inerton (12.05.2009) E W
Просмотров: 2709 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright by inerton © 2019
При перепечатывании материалов сайта, активная ссылка на http://inerton.ucoz.ru обязательна