Категории раздела

2007 [3]
2008 [3]
2009 [2]
2011 [0]

Поиск






Четверг, 14.11.2019, 13:11
Приветствую Вас Гость | RSS
inerton
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои поездки » 2008


Калужские засеки

День первый – Дождь

 

Итак, наступило 12 июня и рано утром я и Юрка (Иваныч) подкатили на вокзал, где нас уже ждали Серёга и Юрец (он же Маким Петрович, он же Аристарх Менделевич).

На пероне Сухиничей Главных Проведя два часа в почти пустой электричке мы высадились в Сухиничах. Провинциальный городок встретил нас кучами мусора на перроне, забастовка мусорщиков – подумали мы и нехотя направились к пешеходному мосту. Мысль о том, что нам придётся тащить навьюченные велосипеды наверх, а потом обратно вниз немного подпортила настроение. И только мы собрались карабкаться по ступенькам, шедший навстречу местный житель сжалился над нами и показал где можно перебраться через многочисленные железнодорожные пути. Огромное ему за это спасибо. Закупив некоторые продукты в местном магазине мы покатили по направлению к Богдановым Колодезям.

Два Юрца на привале Проехав около 12 км, мы встали на привал, чтоб позавтракать. Пока готовили еду зашла тучка и немножко побрызгала дождиком. Набив животы супом и кашей с тушёнкой решили подождать Марсыча и Лену, которые ехали на более поздней электричке, и немного вздремнуть.

Марсыч и Лена Примерно часа через три подкатили Марсыч и Лена, мы вместе выпили чайку за воссоединение нашей компании и поехали дальше. Тучки вроде разлетелись и снова выглянуло солнце. Ехалось легко, дорога более-менее приличная щебёнка, местами разбита, иногда встречались участки свеженасыпанного щебня, трафика почти нет и до Богдановых Колодезей мы добрались без приключений.

Руины церкви в Богдановых Колодезях В Колодезях мы загрузились водой, поснимали руины церкви и сверившись с космоснимками повернули на грунтовку, ведущую вдоль Жиздры.

Дорога от Колодезей до Чернышено Дорога, на космоснимках петляющая белой змейкой среди лесов и казавшаяся такой хорошей, на самом деле проходила по пескам и супесям, и ехать по ней было весьма непросто. Велосипеды постоянно то заносило, то они вязли в рыхлом песке.

Привал Проехав где-то полпути от Колодезей до Чернышено мы так вымотались, что решили сделать небольшой привал. А с запада заходила грозовая туча не предвещавшая ничего хорошего. Комары заедали, видимо предвидя скорый дождь. И он не заставил себя долго ждать.

Ливень Проехав две трети расстояния от Колодезей до Чернышено, мы попали под проливенный ливень (прошу прощения за тавтологию, но по другому это буйство матушки-природы трудно назвать, на фото всё выглядит не так экстремально, как было). Спешившись, быстренько нырнули в лес и попрятались под деревьями. А вокруг разразилась сильнейшая гроза со всеми сопутствующими атрибутами - гром и молния. Спустя полчаса дождь вроде бы стих и мы, выбравшись из леса, снова попрыгали на своих алюминиевых коней поехали дальше. Проехав метров 200-300 дождь заморосил снова, а потом влил с новой силой. Ребята в дождевиках поехали вперёд, а мне пришлось снять очки, заливаемые дождём и спешиться (без очков я слеп как крот). Дождевик одевать не стал – неудобный он, и когда прятался под кустом порвал его около воротника, вода постоянно затекала в правый рукав. Пройдя немного под проливным дождём нагнал Игоря и Лену, они прятались под плёнкой. Приглашение присоединиться к ним я отверг, так как это было бессмысленно: я уже промок до нитки и побрёл дальше. Хорошо ещё что там песчаные грунты, а не глинистые, а то бы мы увязли. Когда я вышел к Чернышено, дождь ещё шёл, но не так резво как вначале. Зная о привычке Серёги и особенно «Максим Петровича» к посещению местных магазинчиков и палаток с целью разживиться пивасиком, я покатил в село. Проехав по селу и не обнаружив магазинов, я решил, что они взяли курс на Ульяново и покатил обратно на трассу. Там я встретил Игоря с Леной и доложился об отрицательных результатах поиска головы нашей группы. Марсыч будучи более осведомлённым проводником, сказал что магазин тут есть стопудово, и мы вместе поехали в село на поиски магазина: найдём магазин – найдём и наших. Так и есть, вот они голубчики и уже с полупустыми пузырьками. Дождь к этому времени перестал, но туча при полном штиле не спешила уходить и повисла на северо-востоке – востоке, как раз в том направлении нам и ехать дальше. Начали думать что делать дальше. Можно остаться здесь под Чернышено, но вокруг было всё мокрое, как развести костёр? Можно было забраться в какой-нибудь брошенный дом, благо их в селе было немало. Решили всё таки ехать дальше пока хватит сил. Юрка (Иваныч) предложил мне свою утеплённую велокуртку, так как я вымок и начал замерзать. Огромное ему за это спасибо, она была весьма кстати.

Градины Проехав несколько километров, мы вчетвером остановились подождать отставших Марсыча и Лену. По правой обочине и правой стороне дороги валялись листья и ветки деревьев, мы сначала подумали что их посбивал сильный дождь с ветром, но подъехавшая Лена принесла из леса горсть крупных градин, размером с голубиное яйцо, а ведь он частично растаял.

По дороге на Ульяново Мы поняли, что проливной дождь это не самое плохое что с нами могло приключиться, настроение приподнялось, и мы попедалили дальше. До трассы Козельск-Ульяново добрались без приключений, дорога отличного качества и машин почти не было. Остановившись на автобусной остановке сразу после поворота на козельско-ульяновскую трассу мы начали решать, что делать дальше. Накопилась усталость, особенно устала Лена, мало того что она единственная женщина среди нашего мужского коллектива, так она ещё и после суточной смены. Снова начал накрапывать дождик, будь он неладен. Нам был нужен был водоём так как воды с собой было мало и мы решили ехать до ближайшего водоёма, а если не встретим по пути, то до Ульяново, там то уж точно воды наберём. Будучи самым габаритным среди группы я посадил Лену на колесо и мы покатили дальше. Хотя ветра практически не было, ехать на колесе всё равно легче, скорее психологически, чем физически. Надо отдать ей должное, она держалось молодцом и не отставала.

Руины церкви в Ульяново Так мы доехали до Ульяново, поснимали тамошнюю… церковь. Как-то язык не поворачивается назвать это грандиозное и величественное сооружение церковью, оно больше похоже на собор. Жаль, что всё это находится в запустении, трудно представить насколько красивым это здание было, когда церковь действовала. Если б наши власть предержащие были бы поросторопней и не такими жадными и вороватыми, можно было бы реставрировать множество красивейших объектов – церквей, барских усадеб. Это подстегнуло бы туризм и принесло доход и области и местным жителям.

Ночёвка на Вытебети Проехав Ульяново мы спросили у местных как нам лучше проехать к реке и после объяснений покатили по указанному «адресу». Выехали к реке Вытебеть и встали на ночёвку под сенью раскидистой ракиты. Защиты от дождя она не давала – листики маленькие, веточки реденькие, но зато снабдила нас дровами. Народ после трудного дня распил пузырёк коньяку не пьянства ради, а только чтоб согреться и крепко уснуть. Поужинав, я первый отошёл ко сну, а ребята развеселившись пели песни.

День второй – Бетонка

Я, греюсь и сушусь Проснувшись утром, я выглянул из палатки: небо было серое от облаков, но облака были не низкие и тяжёлые как вчера, а высокие и более светлые. Это давало каплю надежды на хорошую погоду.

Первым делом мы распалили костёр чтоб приготовить завтрак и обсушиться. Поесть приготовили быстро, а вот сушка затянулась. «Максим Петрович» принёс жертву богам в виде шнурков от кроссовок и половину носка, чтоб вымолить хорошую погоду (неосознанно конечно, поджарились при сушке) и боги это оценили – к моменту выезда с места ночёвки небо начало проясняться. Путь до дороги проходил по высокой траве, естественно мокрой от дождя, поэтому все решили идти по траве босиком, а затем обуться. Выйдя из высокой травы мы вчетвером быстро обулись и двинули дальше к дороге, а Марсыч с Леной немного задержались. Нас вёл Серёга другой дорогой, не той что мы заходили вечером и завёл в такие говна что мы опять все выпачкались. Выйдя на твёрдый асфальт мы остановились и стали ждать отставших Марсыча и Лену. Долго ждали пока он не позвонил и не сказал что он на мосту. Мы решили что он говорит про мост через небольшую речушку, после которой мы свернули на ночёвку (мы вышли на трассу до моста). Попрыгав на велосипеды мы вчетвером покатили к мосту, проехали мост и едем дальше – Марсыча не видно. Тут что-то не так. Я говорю Юрцу чтоб он перезвонил Марсычу и уточнил о каком мосте идёт речь. Юрец перезвонил и уточнил – оказывается Марсыч с Леной вышли той же дорогой что и заезжали, не увидев нас они решили, что мы уехали и рванули нас догонять и догоняли до Дурнево, пока не поняли что нас впереди нет. Теперь пришла наша очередь догонять их.

Мост через Вытебеть На мосту через Вытебеть наша группа снова собралась и мы закупившись кое-какой провизией в Заречье, покатили дальше. Небо очищалось от облаков, солнышко припекало, настроение было боевое и мы покатили дальше.

Бетонка сквозь заповедник Асфальтовая дорога поворачивала вправо на Сорокино как и весь немногочисленный автотранспорт, а мы поехали прямо, по пустынной бетонке. Справедливости ради надо отметить, что дорога хоть и покрыта бетонными плитами, но подогнаны они хорошо и плиты находятся практически на одном уровне. Исходя из своего опыта езды по бетонкам я этой дороге ставлю пять с плюсом и отныне считаю её эталоном.

Граница заповедника Под убаюкивающее постукивание колёс по стыкам плит мы подъехали к границе заповедника. О том, что мы въезжаем на «территорию с особым режимом посещения» говорили табличка и «кирпич». Не имея пропусков на посещение, мы решили ехать дальше, а если что, будем оперировать тем, что едем по дороге общего пользования, а по ней ездить можно и без пропуска. Естественно сходить с неё равносильно нарушению границы заповедника и чревато наказанием. До похода я связывался по телефону с работниками заповедника на предмет посещения какой-либо экологической тропы, но мне было сказано что все экомаршруты закрыты и на данный момент посещение заповедника запрещено. Так что нам оставалось только ехать по дороге и любоваться окрестной природой. Ехавшие впереди Серёга и оба Юрки постоянно видели косуль в лесной чаще, но сфотографировать не хватало времени, они быстро уходили глубоко в лес.

Бобровая плотина Около очередного съезда с дороги мы увидели табличку с надписью «Новая Деревня». По картам там и должна быть деревня, а если есть деревня, то её территория не может быть заповедником и мы повинуясь своему любопытству свернули с дороги. Проехав не больше 50-ти метров мы выехали на поляну и увидели обжитой дом из которого навстречу нам направился мужичок в тельняшке. Мы поняли, что велика вероятность что этот мужичок и есть один из егерей, и сейчас он будет проводить мероприятия по охране территории заповедника от незаконно находящихся там велосипедистов – любителей природы. Он спросил, что мы тут делаем и на каких основаниях находимся здесь. Мы сразу вытащили свой козырь, и сказали, что едем по дороге общего пользования, ездить по которой можно без пропуска, а сюда свернули потому что думали деревня есть. А ещё нам интересно было посмотреть на бобров. Вид у нас был доброжелательный и он согласился с нашими доводами, но предупредил что если б нас здесь поймала охрана заповедника, то оформили протоколы и выписали штрафы. Потом он вздохнул и согласился показать нам бобровую плотину. Чуть дальше по дороге был мост через речушку Песочня, на которой эти строители и соорудили запруду. Сойдя с дороги мы полезли сквозь заросли и подтопленную низину за нашим проводником. Только мы вошли в лес сразу же были атакованы полчищами голодных комаров, которые, казалось, не просто садятся и кусают, а втыкаются жалами прямо слёту. Будучи самым обнажённым из всей нашей честной компании я пользовался у них особенной популярностью и больше трёх секунд спокойно стоять не мог. Быстро сделав несколько снимков, я вылетел из этого кровососущего ада быстрее всех.

Смотритель заповедника На обочине стояла машина: «А вот и охрана» – подумали мы, как говориться с поличным. Но мужик (так перепугались что забыли имя спросить) нас успокоил, сказал что это за их детьми приехали, чтоб отвести в какой-то лагерь. Затем мы спросили про засечные леса, но он сказал, что фрагмент засечных лесов представлен в Южных засеках, но посоветовал место недалеко от Волосово-Звягино. Если повернуть на бетонку ведущую на заброшенные ракетные шахты, то можно найти участки широколиственных лесов, именно тех лесов, в которых жили, охотились, собирали грибы и ягоды наши предки 2000 лет назад. Мы решили доехать до этого места и пообедать там. На том и порешили. Долго ехали по бетонке, она уже изрядно поднадоела и выехав на перекрёсток дорог мы увидели что прямо начинается асфальт, а вправо уходит бетонка, но заметнее хуже, чем та по которой ехали мы. Всё так, как и говорил служащий заповедника, и мы недолго думая повернули направо.

Трехколёсный дроческап Нам надо было запастись водой для приготовления обеда и завидев обжитой дом я свернул к нему. Хозяйка дома любезно показала нам кран, торчащий из стены кирпичного сарая, из которого мы и набрали воды. А «Максим Петрович» в это время опробовал трёхколёсного монстра, стоящего во дворе. «Что бы на таком ездить нужна нечеловеческая сила» - сделал он заключение, и мы решили продолжить свой путь на своих двухколёсных друзьях. Мы всё дальше углублялись в лес по бетонке, а вековых дубов и раскидистых клёнов всё не было, был обычный смешанный лес. Зато появился слабый луково-чесночный аромат. Сначала я подумал что это у меня глюк на почве усталости, но спросив у ребят услышал утвердительный ответ, да действительно аромат есть и исходит он от черемши. Оказалось что её там видимо-невидимо. Ребята нарвали немного к обеду, повитаминиться.

Остатки военной части Наконец мы доехали до съезда с бетонки и сразу выехали на поляну покрытую ещё не заросшим травой слоем глины. Вот здесь и располагались когда-то ракетные шахты. По тому что почва ещё не успела порасти травой мы сделали вывод, что мероприятия по захоронению места базирования стратегических ракет были проведены прошлой осенью. От наземных сооружений остались только фрагмент каменной стены какого-то здания и обелиск в виде ракеты. Около него мы и расположились на обед. Пообедав, кто-то решил вздремнуть, кто-то занялся осмотром велосипеда, а я почкался по окрестностям на предмет наличия вековых дубов. Там конечно растут и дубы и клёны, но ничего особенного в этих лесах я не видел, обычный смешанный лес. Тут надо либо знать точное место расположения, либо приезжать сюда со знающим человеком, либо самому шляться по лесу пока не наткнёшься на что-то похожее на древний лес. На это у нас времени не было, да и комары не давали уснуть, поэтому мы немного отдохнув снова пустились в путь.

Ангар мобильных групп РВСН Чуть не доезжая поворота на Березичи, мы рядом с дорогой обнаружили ещё один памятник военной архитектуры – ангар базирования мобильных групп РВСН. Сделано основательно, так чтобы выдержать ядерный взрыв. Одни из массивных ворот отсутствовали, скорее всего были сданы в металлолом. Внутри ангар глубиной метров 50, когда туда заходишь становиться немного не по себе, как в фильме про Чужого. Дальше было два варианта движения: либо по грунтам выезжать на козельский мехзавод, дорога отчётливо просматривалась на космоснимках, либо по асфальту через Березичи и Дешовки на Козельск. Решили выбрать первый вариант как наиболее короткий, но выехав на грунтовку стало ясно что короче не значит быстрее. На космоснимках дорога выглядела накатанной, а по факту – не езженая и вся в лужах. Было принято решение не заниматься мазохизмом, а поехать более длинным, но и более простым путём – по асфальту. На поиск нормального места для ночёвки уже времени не было, поэтому нашли более-менее захолустное место на берегу Жиздры, близко к мосту, да ещё и неподалёку (ниже по течению) «журчала» труба сброса сточной воды с очистных сооружений.

День третий – Дорога домой

Утро Утром проснулись все невыспавшиеся – во-первых легли поздно (около 12 ночи), во-вторых рядом дорога, шум от которой стих только к четырём утра. Но вставать надо было и народ нехотя повылезал из палаток. Кто-то доедал то, что осталось от ужина, кто-то готовил завтрак, в общем перекусив и собравшись мы снова двинули в путь. Времени было в обрез: Лене и Юрке на следующий день на работу (Юрке начали звонить с работы ещё 13 числа, совсем не дают отдохнуть человеку) и на Чёртово городище решили не заезжать, а ограничится посещением заброшенных угольных шахт. На кануне решили что Марсыч, Лена и Юрка поедут в Калугу, а я, Серёга и «Максим Петрович» переночуем где-нибудь под Перемышлем. Я вообще собирался ехать от Перемышля лесными дорогами через Мужачи и Б. Козлы, но моим планам не суждено было сбыться. Я где-то обжёг ногу борщевником, её раздуло и появились пузыри, как после термического ожога. Супрастин пить за рулём я не решился, поэтому решил ехать с Марсычем, Юркой и Леной до Калуги.

Отвалы на козельских шахтах Шахты нашли без труда. За главным зданием располагались два огромных отвала пустой породы, на один из которых мы не раздумывая вскарабкались.

Лес вокруг шахт Вид оттуда открывается замечательный. Неподалёку живописное болото – видно идёт просадка грунта.

Банда Сделав общую фотографию на вершине горы, мы слезли с неё и поехали назад. У поворота на Чёртово городище Марсыч и Лена решили всё таки туда заехать. А мы покатили дальше на Гранный Холм. Там мы в знакомом колодце пополнили запасы воды и двинули искать дорогу к Жиздре. Опять выехали на край села, откуда началось наше прошлогоднее путешествие по лесу, но в этот раз мы взяли западнее, обогнули деревню и выехали на накатанную дорогу.

Дорога в Камышенку И снова песок. Дорога отвратительная для велотранспорта, очень мало ехали и много шли. Одно радовало – идем по дороге, пусть и песчаной, а не пробираемся сквозь лесную чащу. Лес был по большей части сосновый и дорога сухая, хотя и встречались подтопленные участки. Боясь заплутать, как в прошлом году, шли строго по GPS-треку, и как только GPS-приёмник показывал уход в сторону от намеченного пути, то сразу же возвращались и корректировали направление.

Форсирование Чертовской Подъехав к речке Чертовской увидели как УАЗик штурмует полуразрушенный мост. Скорее всего лесовозы постарались. Поинтересовались у водителя куда выводит эта дорога, «На Комышенку» - услышали мы в ответ. Отлично! Правильной дорогой идёте, товарищи! С Камышенки у нас две дороги: первая – перейти Жиздру вброд, выйти на трассу Козельск-Перемышль и ехать по ней; вторая дорога по суше, через Добринку на Ильинское и дальше на Перемышль. Первый вариант основной, второй вариант на тот случай, если не найдём брод (или если его не существует вовсе) или если вода слишком высокая даже на броде.

Бобровая плотина на Чертовской Немного отдохнув и пофотографировав бобровую плотину мы выдвинулись по направлению к Комышенке, следуя не только показаниям GPS-a, но и по следам только что проехавшего УАЗика.

Форсирование Жиздры Въехав в Камышенку мы снова наткнулись на водителя, которого видели раньше в лесу. Он нам объяснил как лучше проехать к Жиздре и что недалеко от пляжа есть брод. Мы сразу же покатили к реке, хотелось побыстрее перебраться, так как с запада надвигалась гроза. Как самые не водоплавающие я и Юрка остались на берегу, а Серёга с «Максим Петровичем» пошли проверять глубину. Местный житель, купающийся неподалёку, очень точно указал где брод, и сказал что при низкой воде Жиздра в этом месте глубиной «по колено». Сейчас было по пояс, но тоже нормально. Нам с Юркой (Иванычем) пришлось делать по три ходки – заплечный рюкзак, велорюкзак-штаны и сам велосипед. Перетаскивая велик было огромное желание поставить его на дно реки и катить – тяжёлый он у меня всё таки.

Обед на берегу Жиздры Выбравшись на твёрдую землю и одевшись мы расположились под кроной раскидистого вяза и начали готовить обед. Немного покапал дождик, но быстро перестал, туча прошла стороной – боги отрабатывают жертву, принесённую им Юрцом. Пообедав, взорвали пустой газовый баллон от горелки (правда он не взорвался, вышибло клапан и он немного пошумел). Юрка, беря его в поход, думал что там газа чайник вскипятить, а на деле мы на нём этих чайников пять или шесть вскипятили и там ещё на один чайник точно газа оставалось. Собравшись, полезли через заросли крапивы к дороге. Когда вылезли из крапивы были немного озадачены: до дороги идти около километра через поле с высокой травой, а камышенковцы говорили, мол перейдёте Жиздру и вот она дорога. Ну делать нечего, попёрлись через поле, но тут вышли на еле заметную колею в высокой траве, которая шла вдоль реки. Видимо рыболовная дорога, а значит где-то она выходит на трассу. Сели на велосипеды и покатили по этой колее, трава становилась всё ниже, а еле заметная колея постепенно перешла сначала в приличную грунтовку, а затем и в бетонку, и уж по ней мы выехали на трассу за Ниж. Алопово.

Утро под Корекозево Доехав до Перемышля я с Юркой поехали в Калугу, а Серёга с «Максим Петровичем» нашли хорошее место под Корекозево и стали там на ночёвку. Как оказалось у Серёги ещё и проблемы с техникой были – серьёзная «восьмёрка» на заднем колесе, видимо бетонка дала о себе знать, хоть и «идеальная». Ну а мы потащились в Калугу. Как же мне хреново ехалось, было огромное желание заехать в лесок, поставить палатку, поужинать и лечь спать. Но Юрке надо было на работу, на последнюю электричку мы уже не успевали (может конечно без якоря в виде меня Юрка бы и успел, но бросить меня он не мог по гуманным соображениям) и я предложил снова переночевать у меня, а утром на первой электричке домой. В общем кое как доехали, сначала хотел проехать через понтонный мост, но сработало шестое чувство и покатили через пучковский мост. И правильно сделали – оказывается понтон так и не установили. Утром Юрка поехал на вокзал, а я остался дома лечить распухшую ногу. 

 

Большая часть фотографий располагается здесь
Некоторые фотки загрузил на panoramio, там они привязаны к конкретным местам на карте.
GPS-трек загрузил на GPSies.

Категория: 2008 | Добавил: inerton (16.06.2008) E W
Просмотров: 2289 | Теги: Калужские засеки, калужская область, ПВД, Заповедник, велотуризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright by inerton © 2019
При перепечатывании материалов сайта, активная ссылка на http://inerton.ucoz.ru обязательна